5. Как сформировать человека будущего

При коммунизме все люди работать не будут, всю работу будут выполнять роботы, а человек будет наблюдать за их работой. Много людей будет не заняты, конечно, человек не сможет сидеть без дела и будет находить себе занятие. Но и занятие может быть разным. Можно увлечься вредными привычками и постепенно деградировать. Поэтому формирование человека займёт не одно поколение людей. Чтобы сформировать человека будущего, надо представить, каким он должен быть.

Человек будущего, прежде всего, должен жить по законам совести, конечно, будут и законы, но их не будет столько много, как сейчас. Почему создаётся очень много различных законов? Если, например, человек с начала существования человечества не воровал, не совершал никаких преступлений, то и уголовного кодекса не существовало бы. В настоящее же время некоторые люди не живы, чтобы чего-нибудь не стырить. Но при коммунизме денежной системы не будет, значит, вопрос кражи отпадёт сам с собой. Но может возникнуть другой соблазн: если всё – бесплатно, то можно брать очень много всего: продуктов питания, одежды, обуви. Даже если всё не употребил и оно испортится – не беда, можно ещё набрать. Такой подход неверен. Можно, конечно, набрать продуктов с запасом на несколько дней, но не на год. Можно взять несколько костюмов, но не сто. Поэтому человек должен осознавать сам и брать себе столько, сколько необходимо.

Как же формировать человека будущего? Воспитывать человека надо в самом раннем возрасте, когда он начинает осознавать окружающий мир. Основное правило в воспитании детей – это личный пример или родителей, или воспитателей в детском садике, или учителей в школе. Дети невольно копируют поведение родителей, поэтому, как родители, учителя, вообще взрослые ведут себя, то, в основном, так и будут поступать и дети. Дети очень любят играть. Это надо использовать, но придумывать игры, которые формируют положительные качества: взаимопонимание, уважение к другим, бережливо относиться к вещам, к природе и так далее. Иначе в зрелом возрасте, человека перевоспитать труднее, если не сказать «почти невозможно».  Очень много написано очень хорошей литературы про воспитание детей, поэтому повторять то, что написано, не стоит. Отметить надо только одно: игры для детей должны быть интересными. И второе: никогда для детей не надо устанавливать жёсткую дисциплину. Если ребёнок начинает не слушаться, значит, взрослые что-то упустили. И надо искать причину такого поведения не ради «птички» в отчёте, а чтобы понять, почему ребёнок не слушает. Ребёнка надо приучать к порядку, но приучать надо через понимание, через интерес, а не через наказание. Но воспитание – задача не простая. И сколько будет существовать человечество, столько и будет существовать воспитательный процесс.

В школе надо учиться, и многие дети не хотят учиться. Чтобы дети хотели учиться, надо создавать такие учебники, чтобы по ним было интересно и хотелось учиться. Например, решил первую задачу, захотелось решить другую. Почитал один параграф, захотелось почитать другой и так далее. Даже когда ученик приходит домой, ему было бы и дома хотелось заглянуть в учебник не потому что – надо, а потому что – интересно. Есть книги, которые если начал читать, то уже не может от неё оторваться. Забываешь про обед, про ужин. Вот такие должны быть учебники. Конечно, создать такие учебники не такая простая задача, как кажется. Учебник пройдёт не одно издание, чем получиться более-менее интересно написанное содержание.

В советские времена один преподаватель ПТУ, чтобы студент хоть что-то знал – а студента ПТУ, если он учиться не хочет, особо и не заставишь, – на каждую новую тему составлял кроссворды. И чтобы решить кроссворд, надо читать заданную новую тему. Волей-неволей читаешь то, что задают, и не просто читаешь, а внимательно, чтобы найти необходимые слова. В этом случае, что-то в памяти откладывается. Да и студентам, как оказалось, интереснее решать кроссворды, чем просто так читать. Повысилась успеваемость. Но дирекции ПТУ эту идею не приняли – не положено, не по уставу, и указывали, чтобы эксперименты с кроссвордами были прекращены, хотя понимали, что изобретательность педагога приносит плоды. Попытки учителя доказывать полезность нововведения ни к чему не привели – не положено по инструкции и всё. Вскоре учителю пришлось уйти из ПТУ. В итоге успеваемость студентов стала снижаться.

А почему этому учителю просто не мешать? Этот метод не пожароопасен. Но это не значит, что такой метод надо срочно внедрять во все учебные учреждения. Может поменять методику проведения уроков, естественно, будут какие-то общие рекомендации, но в основном учитель должен сам решать, каким способом проводить уроки. Главное, чтобы эти методы приносили пользу, и учащимся было интересно на уроках. Может, такой подход будет способствовать более качественному обучению.

Второй пример. Студент одного высшего образования сказал своему педагогу, что он никак не может понять одну тему данного предмета. Преподаватель спросил, что ему не понятно, внимательно не прерывая выслушал ответ студента, затем так понятно и подробно объяснил, что для студента данный предмет стал самым любимым. Вывод, что нужно не только хорошо в вузах учить учителей, но и учить их рассказывать интересно и понятно. А это задача не простая.

На работе работникам необходимо создавать человеческие отношения. Дисциплина нужна, но, например, непонятно, что такое жёсткость дисциплины: за опоздание – в тюрьму, за прогул – расстрел? Так что ли? Конечно, такого в наше время уже не бывает. Просто приведён пример, чтобы подчеркнуть не нужную жестокую крайность.  А, между прочим, есть такие директора предприятий, дай им абсолютную свободу действий, такие меры применить могли бы. Дисциплина нужна, но человек не должен работать из-за страха, что из-за какого-то пустяка его могут уволить по статье. В школе, в учебном заведении человеку внушали, что работа должна приносить радость, что надо быть честным, а пришёл к директору-деспоту и видит другую ситуацию. Приходится работать не от души, а на нервах. После работы приходит домой, может «сорваться» на семье. Дети замечают, что в школе говорят одно, а родители приходят домой и говорят совершенно другое. Какими они вырастут после этого?

Формирование человека будущего очень длительный период, за который пройдёт много поколений. Очень много можно писать и говорить об этом, но самое главное это то, что где бы ни был человек: в детском садике, в школе, в учебных заведениях, на работе – ему было бы интересно. А когда человеку будет интересно, тогда учится или работать он будет с охотой, и результаты будут наибольшими. В этом случае и атмосфера общества будет здоровая. Тогда при коммунизме человек будет работать от души, а тот, кто останется без работы, выберет себе интересное занятие на всю жизнь, потому что без интересного занятия человеку будет уже скучно и не интересно, тем более что прошедшие школьные годы были интересными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

12 − 1 =